"Когда смотришь и хочется сожрать": кухня food-фотографии

Фудфотографы Севастополя об искренности и фальши в кадре, рабочем процессе и творческих компромиссах

В эру соцсетей каждый ощущает себя немного фотографом, щелкая на телефон утреннюю чашку кофе или красивую подачу в ресторане. А каково быть профессиональным фудфотографом? Трудная ли это работа и много ли  честности в глянцевых снимках? Обо всем этом мы расспросили трех фудфотографов из Севастополя — Евгению Савватину, Светлану Трефилову и Ивана Кукленко.

Каждому фотографу мы задали пять вопросов: как вы пришли к работе с едой; что такое хорошее фудфото; есть ли для вас табу в работе; как вы относитесь к мобильной фотографии и сложно ли найти компромисс между творческим порывом и запросом заказчика. 

Евгения Савватина давно сделала еду своей профессией, работая в сфере гостеприимства. Последние два года без нее невозможно представить проекты шеф-повара Славиша Карабашевича. С недавних пор Женя отвечает за фотографии блюд в его ресторанах — и не только в них. В работе открыта ко всему и считает, что фотограф должен уметь найти баланс между собственным видением и желанием клиента.

Евгения Савватина

графический дизайнер, начинающий фудфотограф

Инициация через каре ягненка

Страсть к фотографии у меня была всегда: дедушка был фотографом, и я тоже всю жизнь любила снимать. Осознанно к этому пришла недавно, постоянно видя вокруг себя красивую еду. Все началось с каре ягненка: шеф выкладывает на тарелку нежно-розовое мясо прожарки медиум с изящно зачищенной белой косточкой, рядом — ярко-зеленый соус, который сразу вызывает аппетит, и в какой-то момент я понимаю, что хочу это запечатлеть. Когда чужое видение блюда на тарелке и кадра в моей голове складываются, это момент удовольствия. Ты понимаешь — получилось что-то прекрасное!

Хорошая фудфотография в моем понимании — это та, на которую смотришь и сразу хочешь сожрать то, что на ней. Не есть спокойно, не смаковать каждый кусочек, а именно сожрать.

То есть когда от изображения твой аппетит закипает. Мои критерии — дневной свет, интерьер и любовь к еде, которую ты снимаешь. Я люблю использовать в кадре элементы декора: суккуленты, растения, разные мелочи из зала. Какой-то реквизит всегда ношу с собой, но больше люблю использовать то, что есть в заведении. Потому что это его атмосфера, которая переходит на фотографию. Ты как будто создаешь маленький мир — теплый, уютный, красочный.

В среднем на один кадр у меня уходит 10-15 минут. В моем случае это обычно так: я приступаю к первому блюду, ставлю камеру на штатив, долго бегаю вокруг стола, кручу так и эдак. А к четвертому появляется азарт, и процесс идет быстрее. Я привыкаю к обстановке, начинаю видеть картинку наперед, выстраиваю ее в голове. Но переснимать буду столько, сколько потребуется, пока кадр не будет в моем понимании идеальным.

Об искусственном дыме и моментах, когда выручает телефон

Фотоаппарат я ношу с собой каждый день, но иногда выручает мобильный телефон. Наш шеф — человек творческий, он часто придумывает такие фишечки, которые подаются только сегодня, завтра их уже не будет. Мы выносим блюдо гостям, и его надо просто щелкнуть за несколько секунд для истории. Вообще к мобильной фотографии я отношусь спокойно, но считаю, что творить надо с профессиональной камерой. Потому что фотография должна работать. Не только в интернете, а еще в меню, на рекламных сайтах, в видео-роликах. Тут снимок на телефон уже не подойдет. А еще я просто люблю камеру. Фотоаппарат — это моя личная тактильная история.

К искусственным элементам на фудфотографии у меня нормальное отношение. Намазать выпечку маслом, чтобы она ярче блестела? Можно, но я пока с этим не сталкивалась. Кое-что мне даже нравится — например, когда на фотографиях с горячими напитками используют дополнительный дымок.

Если это эффектно и вызывает аппетит, то почему нет?

Фото на белом фоне — это слегка устаревшая история. Но есть ретро. Вот, допустим, в кафе французской кухни снимки больших тяжелых белых тарелок на белом фоне в меню будут уместны. А если речь о модном заведении в лофтовом помещении, и ты вдруг видишь в меню этот самый белый фон, то это вызывает вопросы.

В то же время я всегда слушаю, чего хочет человек, а уже потом пытаюсь сделать что-то свое в рамках ТЗ. Есть такой принцип win-win. В работе фудфотограф не должен перетягивать на себя одеяло. Он может предложить свой стиль, но отдать должен тот результат, который устроит заказчика. Конфликтов в работе у меня ни разу не было: я всегда стараюсь найти подход к любому заказчику, и пока наше видение в целом совпадает.

} } } } } } }

Хозяйка собственной фотостудии Светлана Трефилова в профессиональной съемке уже много лет. В фудфото пришла почти случайно, но полюбила всей душой. В работе она всеми руками за естественность и категорически против любой неискренности.

Светлана Трефилова

Владелица фотостудии ProLight, фудфотограф

О нелюбви к белому фону и творческих вольностях

Я не планировала целенаправленно снимать еду. Долгое время понемногу помогала с фудсъемкой друзьям, потом ученики стали просить о курсе по фудфото. Я стала больше снимать и выкладывать результаты. Появились клиенты. Сейчас фудфотография —  одно из направлений моей работы. И оно мне нравится именно тем, что там нет людей.

Еда — самая идеальная модель: молчит, не двигается, делает все что надо и всегда прекрасно выглядит. А еще ее можно сожрать.

Мне нравится, что к фотографии еды можно подойти творчески.  Не просто сделать кадр под вырезку, а сделать интересно, красиво, вкусно. Да, есть такой момент, что большинство заказчиков просят фото именно под вырезку, чтобы потом вставить их в меню или в рекламный макет. Когда мне предлагают поработать с белым фоном, я говорю слово из трех букв, и звучит оно: “Нет”. Мне это не интересно. Для меня важно, чтобы мы с заказчиком были на одной волне. Если он готов позволить мне сделать что-то творческое, проявить себя, мы сможем работать. И в 100% случаев то, что я делаю, в итоге нравится заказчику больше, чем то, что он изначально предлагал. За этим люди ко мне и приходят.

О фудстилистах и фальши на фотографиях

У нас часто путают фудфотографа и фудстилиста. Фудстилист — это человек, который создает гармоничную раскладку и ставит свет. Фотограф только снимает. У нас и то, и другое обычно делает один человек. Для такой работы важно понимать принципы работы с цветом и светом, придерживаться выбранной стилистики. Для меня это критерии любой хорошей фотографии.

Сейчас фотографией занимается много любителей. Я ничего  против блогеров и мобильных фотографов не имею. Если у вас небольшой бизнес и вам нужны фотографии чисто для соцсетей, то телефон — просто офигенный вариант, iphone 7+ хватит за глаза. Еда ведь не двигается, за ней не нужно бегать — главное видеть кадр. А еще я уверена, что если человеку нравится то, что он делает, если его от мобильной фотографии прет, то у него обязательно получится хорошо, и он обязательно сможет это продать. Так что пусть блогеры тоже будут фотографами. В конце концов, сейчас в тренде мультизадачность.

Недавно я снимала для одной доставки еды. Делала большие красивые фото для печати. А в перерывах, пока ребята перекладывали пиццу, пощелкала процесс на телефон. И по мне это вышло даже лучше, чем на камеру.

А вот что мне не нравится, так это когда меняют цвет еды, когда увеличивают насыщенность — от этого еда становится пластиковой. Если ты человека дуришь, он это чувствует. Лучше взять действительно красивое, аппетитное блюдо и хорошо его снять. Тогда и обработка будет не нужна. Это как реклама шоколада, где смешивают не шоколад, а клей ПВА. Человека не обманешь. Поэтому я стараюсь снимать максимально естественно. Фудфото я не ретуширую вообще, делаю только цветокоррекцию.

Если салат дерьмовый, ну зачем его снимать?

Возьмите что-то другое. Пусть даже на фото будет небольшой изъян. Если это суши — пусть они будут не пластиковые, и где-то неидеально ляжет креветка. Зато честно. Ведь эти суши все равно приедут неидеальные. Пусть будет как есть — это будет правильно по отношению к твоему клиенту.

} } } } } }

Иван Кукленко занимается профессиональной съемкой уже 6 лет. В фудфотографию окунулся около года назад, почти случайно. Спонтанное хобби быстро стало работой. Иван уже успел поработать со многими ресторанами, и не только в Севастополе. Выступает против белого фона, мобильной фотографии и ратует за минимализм.

Иван Кукленко

Фудфотограф

Об усталости от людей и работе со свеклой

Однажды в моей карьере наступил момент, когда я просто устал от людей. На глаза попался фуд-снимок одного киевского фотографа, и я тоже решил попробовать. Сначала находил какие-то композиции в интернете и пытался повторить. Потом начал придумывать их сам. Есть я люблю, а вот готовить не умею. Поэтому был период, когда я покупал продукты, звал друзей что-нибудь приготовить, а результат снимал для портфолио. Очень скоро появились первые клиенты: когда у тебя есть технические знания, быстро начинает получаться.

Для меня фотографировать еду — как фотографировать человека. Я люблю работать со светом, для меня важны свето-теневые переходы, объем. Высветленные плоские фото мне не близки. Люблю минимализм.

Один фотограф сказал, что даже шаурма может выглядеть красиво. А я решил попробовать с сырыми овощами. У меня есть серия фотографий с картошкой, морковкой, свеклой.

Я нашел творческое решение, и вышло здорово. Тут принцип такой: красиво поданное блюдо можно хорошо снять и на телефон, а чтобы интересно сфотографировать простые вещи, нужно постараться.

О творческих принципах и обработке фудфотографий

Однотонный белый фон я не люблю, это скучно. Если посмотреть работы европейских фотографов, они делают раскладки, белых фонов там просто нет. В тренде дерево, фактура. Первый фотофон я сделал сам — из сорванного с балкона старого дерева. Снимки на нем были очень классные. Если заведение просит сделать меню на белом фоне под вырезку, я хотя бы предложу сделать раскладку с интересным фотофоном. Для меня статичные фото на белом фоне — это как свадебные снимки с женихом на ладошке.

Конечно, если мы говорим о коммерции, ты все равно делаешь то, что хочет заказчик. Но интереснее работать с теми, кто готов сделать что-то необычное, нескучное. Например, соединить статику и динамику — летящие капли, падающие стаканы.

Я люблю немного хаоса в фотографии. Даже брызги на рабочем столе могут выглядеть интересно: людям хочется заглянуть на кухню, посмотреть как жарятся мидии, как кипит масло — они устали от однотипных вылизанных фото.

Я против искусственных элементов на фотографии. Пусть помидорчик будет не такой блестящий, но я лучше в постобработке добавлю блик, чем буду его чем-то мазать. Знающий, видящий человек всегда заметит, если фотография пластмассовая. Можно добавить немного свежести при обработке, но лучше изначально красиво снять, чтобы потребовалась только небольшая цветокоррекция. В фотошопе я вообще работаю мало: разве что столешницу очистить от пыли или какой-то явный дефект убрать.

Мобильную фотографию я не очень воспринимаю. Да, современные телефоны дают хорошую картинку, они умеют размывать фон, но параметры съемки камера телефона все равно подбирает автоматически, в отличие от камеры. На телефоне нельзя подобрать настройки так, чтобы получить более глубокую тень или сразу ее немного рассеять. Не будет такого объема как с фотоаппаратом. Конечно, это отчасти личное — я фотограф, и я люблю снимать на камеру.

} } } } } } }

Фото обложки: Иван Кукленко

Поделиться
Класснуть
Отправить
-->

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за нами в социальных сетях